В Краснодаре 28 июля состоялось открытие памятника героям Первой мировой войны, который представляет собой скульптуру горца и казака. В открытии памятника приняла делегация из Адыгеи, однако на церемонию не была приглашена черкесская общественность, которая могла бы выступить с критикой установки памятника. Краснодарцы считают, что связанных с Первой мировой войной памятных мест в городе крайне мало.
Как писал "Кавказский узел", информация о подготовке к установке памятника поступила 22 июля на SMS-сервис "Кавказского узла". "28 июля в Краснодаре на бульваре в районе улицы Красной будет установлен памятник героям Первой мировой войны, это композиция из фигур казака и горца", – написал автор сообщения.
Памятник казаку и горцу - первый в Краснодаре, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель управления Госохраны объектов культурного наследия Краснодарского края. На открытии памятника будет представительство "Адыге Хасэ" Краснодарского края, заявил ранее председатель организации Аскер Сохт.
В открытии памятника приняла участие делегация из Адыгеи
В торжественной церемонии открытия памятника 28 июля приняли участие губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, спикер регионального парламента Владимир Бекетов, глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда.
В открытой 28 июля в Краснодаре скульптурной композиции два воина – казак и горец. На них национальная одежда, полный комплект оружия, боевые награды. Памятник был воздвигнут по инициативе депутатов краевого парламента на благотворительные средства. По решению скульпторов высота памятника достигает почти 2,5 метра.
В состав прибывшей на открытие памятника делегации из Адыгеи также вошли премьер-министр республики Мурат Кумпилов, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента РФ в ЮФО по Адыгее Адам Тлеуж, представители Госсовета-Хасэ Адыгеи.
Глава Адыгеи подчеркнул, что боевое товарищество горцев и казаков в годы Первой мировой войны является ярким примером межнационального единства.
"Открытие этого монумента для каждого из нас – большой шаг на пути укрепления традиций добрососедства, добра и взаимопонимания… Сегодня Адыгея и Кубань – территория мира и дружбы народов во многом потому, что все мы учим настоящую историю своей родной земли. В современных сложных реалиях важность того, что делает нас сплочённее и сильнее, невозможно переоценить",- сказал Аслан Тхакушинов, слова которого приводятся в сообщении на официальном сайте исполнительных органов госвласти Республики Адыгея.
Вениамин Кондратьев в приветственной речи к участникам церемонии заявил, что казаки и горцы на фронтах Первой мировой войны сражались бок о бок. "Защищали одну землю, одну Родину, и эту священную память о героях мы обязаны сохранить. Идеологи из-за океана пытаются переписать историю, но столкнуть нас не получится. Наши предки 100 лет назад понимали цену дружбы, и их пример должен вдохновить и укрепить нас", - отметил Вениамин Кондратьев, слова которого приводит "Блокнот-Краснодар".
На церемонию открытия памятника не была приглашена черкесская общественность, которая могла бы выступить с критикой
О том, что черкесская общественность не была приглашена на открытие памятника горцу и казаку в Краснодаре, сообщил бывший руководитель общественного движения "Адыгэ-Хасе - Черкесский парламент" Арамбий Хапай.
Он уверен, что власти Краснодарского края и Адыгеи не хотели критики от черкесских активистов. По словам Хапая, поскольку черкесский вопрос в регионе очень наболевший, нужно было обсуждать установку такого памятника с представителями коренного населения заранее, а не ставить их перед фактом.
"Я считаю, что памятник нужно было поставить участникам Первой мировой войны - "Дикой дивизии", а не казакам и горцам. Я не считаю себя горцем, я черкес. Нет такой народности – горцы", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Арамбий Хапай.
Кавказская конная дивизия, более известная как "Дикая дивизия", была создана в 1914 году, во время Первой мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918), которая затронула самые широкие слои населения Российской империи, в том числе коснулась жителей губерний и областей Кавказского края. "Дикая дивизия" была сформирована в составе российской армии из добровольцев-мусульман, уроженцев Кавказа и Закавказья, которые не подлежали призыву на военную службу. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья об Абхазской сотне - одной из четырех частей Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии, участвовавшей в войне.
Он уверен, что давно назрела необходимость установки памятника герою Кавказской войны в Адыгее, но до сих пор этот вопрос властями даже не поднимался.
Кавказская война 1763-1864 гг. поставила адыгские народы на грань исчезновения. После массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось чуть более 50 тысяч человек. 21 мая 1864 года в местечке Кбаада (современная Красная Поляна) в верховьях реки Мзымта парадом войск было отпраздновано окончание войны и утверждение русского владычества на Западном Кавказе. В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья о Кавказской войне.
Председатель Майкопской городской общественной организации "Адыгэ-Хасе-Черкесский совет" Заурбий Чундышко считает, что установка памятника горцу и казаку в Краснодаре сближает народности, которые принимали участие в Первой мировой войне. Он отметил, что среди военнослужащих "Дикой дивизии" были черкесы, абхазы, чеченцы и другие горцы.
"Люди должны знать этот исторический факт, что казаки и горцы вместе бились с врагом. Нам в принципе делить нечего. Это положительный момент для дружбы и сотрудничества наших народов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Заурбий Чундышко.
По его словам, черкесы выступают против искажения исторических фактов, например, когда войну 1817-1864 годов называют Кавказской. "Судя по названию, кавказцы воевали между собой, но это ведь не так. Российская империя воевала с горцами. Поэтому я не приемлю название Кавказская война, а "Дикая дивизия" боролась с общим врагом, и это объединило коренное население и казаков", - отметил Чундышко.
По его словам, памятник нужен для сохранения исторической памяти в России, потому что многие не помнят подвиг героев Первой мировой войны.
Активист сообщил, что узнал о мероприятии из СМИ, а также отметил, что майкопская городская организация "Адыгэ-Хасе-Черкесский совет" вообще практически не принимает участия в провластных мероприятиях.
Краснодарцы указали на то, что связанных с Первой мировой войной памятных мест в городе крайне мало
Жители Краснодара, опрошенные корреспондентом "Кавказского узла", считают, что необходимости создания именно этого памятника не было, но при этом отмечают, что памятных мест, связанных с Первой мировой войной, в городе крайне мало.
"Мы прочитали в газете, что открывается памятник, пришли посмотреть. Красивый, конечно. Но для чего? У нас есть свои герои-краснодарцы, которые достойны, чтобы им поставили памятники", - считает жительница Краснодара Нина Кульгавая.
"Черкесский вопрос – он наболевший, я считаю, что обострять его не стоит лишний раз. Понятно, что памятник не затрагивает историю Кавказской войны, а касается Первой мировой, но вопрос истребления черкесов поднимается сам собой", - уверен житель Краснодара Юрий Булатников.
"Я педагог с большим стажем и могу ответственно заявить, что история Первой мировой войны для многих поколений школьников – белое пятно. Мало кто знает, что это за война была. Я вот своих детей привела на открытие памятника, чтобы наглядно увидели и заинтересовались", - сообщила жительница Краснодара Ирина Галаган.
Краснодарский активист Виктор Чириков заявил корреспонденту "Кавказского узла", что он лично отрицательно относится к открытию памятника горцу и казаку, поскольку, по его мнению, "кавказцев насильно заставляли участвовать в этой войне".
Автор: Анна Грицевич; источник: корреспондент "Кавказского узла"
Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286604/
© Кавказский Узел
Источник: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286604/
© Кавказский Узел