Валерий Хатажуков, председатель Правозащитного центра Кабардино-Балкарии звонил 14 ноября главному редактору Информационно-аналитического агентства «Натпресс» Аслану Шаззо, чтобы спросить, разрядилась ли обстановка вокруг судебного процесса против черкесского активиста Аднана Хуаде, обвиненного в «покушении на дачу взятки».
Он напомнил, что около двух месяцев назад Майкопская городская общественная организация «Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет» обратилась в Кабардино-Балкарский региональный правозащитный центр с просьбой по содействию Аднану Хуаде в его защите от преследований, чинимых сотрудниками правоохранительных органов.
Как отметил Хатажуков, Правозащитный центр КБР разослал это обращение по многим инстанциям. Только по РФ их не менее 10-ти. Их руководители, в свою очередь, обратились в те органы власти, от которых может зависеть судьба Аднана Хуаде. И теперь руководители этих инстанций интересуются тем, как изменилась ситуация.
«В их числе, - пояснил собеседник Натпресс, - интересовался ходом данного дела исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев».
«Абсурдность того, что человека судят за «покушение на дачу взятки» в стране, где любой сотрудник ГИБДД воспринимается как вымогатель взятки – конечно, остается, - ответил Аслан Шаззо. - Но атмосфера вокруг судебного процесса разрядилась существенно».
И действительно, невозможно забыть, с чего это начиналось. Первое и главное – сложно было найти адвоката, который смог бы противостоять давлению, оказываемому на него спецслужбами, и честно защищать права несправедливо обвиненного активиста.
А теперь адвокатам удалось – сначала добиться его перевода из следственного изолятора, который находится в 110 км от Майкопа, под домашний арест, затем – несколько дней назад – ослабить меру пресечения подзащитного до подписки о невыезде.
В этот же день, когда звонил Хатажуков, прошло очередное заседание Майкопского городского суда по этому уголовному делу против Аднана Хуаде. На нем участники процесса заслушали «эксперта»-программиста.
Этот специалист был приглашен стороной обвинения, чтобы дать ответ на вопрос, по какой причине в представленных суду видеоматериалах звук часто теряет синхронность с изображением. По мнению адвокатов, подобное происходит из-за того, что из речей изъяты отдельные слова и целые фразы.
Прокурор задал этому молодому человеку в форме целый ряд вопросов, в том числе и наводящих. К примеру: не могло ли подобное произойти самопроизвольно. На это допрашиваемый с готовностью отвечал, что вполне могло.
Адвокаты Иланд Абрегов и Юрий Ашинов, наоборот, практически не задали вопросов. Абрегов лишь напомнил суду о том, что полицейский, прежде чем давать показания, отметил – он специалист, но не в той сфере, по которой его собираются спрашивать.
Второй вопрос адвокатов, который остался незаданным, почему согласно протоколу осмотр места происшествия длится 35 минут, а видеозаписей по этой процедуре лишь на шесть минут. Но данный вопрос, как оказалось, в этот день просто некому было адресовать.
Словом, заседание длилось от силы 40 минут. Следующее назначено на 10 часов 18 ноября.