Руководитель отделения экологической партии «Зеленые» в Адыгее Валерий Бриних подготовил два ходатайства в Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД по Республике Адыгея.
В одном из них содержится просьба осуществить более тщательную проверку – теперь сопроводительных документов жертвенных овец, присланных в республику из Чечни в сентябре прошлого года к празднику Курбан-Байрам. И, как считает Бриних, частично разворованных.
«Я изначально подал заявление в городской отдел полиции Майкопа. Уже оттуда оно попало в ЦПЭ, хотя первичный осмотр овцепоголовья и мой первый опрос проводил наш участковый из станицы Ханской. Видимо, потом они решили на меня собирать материал по обвинению в экстремизме, потому и передали весь материал в ЦПЭ» – ответил Бриних на вопрос корреспондента «Кавказ.Реалии», почему делом о воровстве занимаются «антиэкстремисты».
Причиной подачи ходатайств стало то, что 22 апреля эколог получил очередной отказ из ЦПЭ на свой запрос о разрешении на ознакомление с материалами проверки по его заявлению об этом хищении. А также то обстоятельство, что в качестве основания к отказу дан перечень пояснений от «заинтересованных лиц», участвовавших (по версии сотрудника ЦПЭ) в раздаче жертвенных овец. При этом нет ссылок на сопроводительные документы к овцам.
«Одно дело, когда человек дает милостыню от себя лично и отчитывается (условно) только перед Богом, а другое дело, когда какой-то религиозной организации (юридическому лицу) передают имущество для его целевой передачи нуждающимся в виде милостыни. Организация – юридическое лицо, обязана соблюдать законодательство, вести бухгалтерский учет и отчетность по целевым пожертвованиям», – поясняет в одном из своих комментариев на Фейсбуке Бриних.
25 апреля эколога вызывали в Следственный комитет по РА. Опрашивали по факту публикаций о жертвенных овцах на своей странице Фейсбука. Сотрудники познакомили его с двумя заключениями религиоведческих экспертиз, которые готовил один человек. «Фуфло заказное, – оценил труды эксперта Бриних, – но получается, что я виноват во всем, что только можно придумать на тему «оскорбление чувств верующих». Наверное, будут «лепить» новое уголовное дело по экстремизму».
Как давление на общественность расценивает все действия, предпринимаемые правоохранительными органами по отношению к главе отделения экологической партии в республике, а также к членам этой партии председатель Городской общественной организации «Адыгэ Хасэ – Черкесский совет» Заурбий Чундышко. Таким образом, по его мнению, сотрудники ЦПЭ препятствуют политической и общественной деятельности активистов.
Так, в воскресный день, 9 апреля, в ЦПЭ был вызван Сергей Коблев, его заместитель по организации «Адыгэ Хасэ», который вместе с ним состоит и в партии «Зеленые» – для дачи показаний по заявлению Бриниха. Ответив на несколько вопросов и поняв, о чем идет речь, Коблев сослался на 51 статью УК РФ («никто не обязан свидетельствовать против себя самого…») и таким образом завершил общение со следователем.
В этот же день сразу вслед за Коблевым в центр «Э» по телефону был вызван для дачи показаний и Заурбий Чундышко. Однако он отказался подчиниться.
Не остановившись на этом, звонивший сотрудник центра явился в офис организации, где ее актив экстренно собрался для обсуждения создавшейся в этот день нервозной ситуации. На этот раз он хотел от Чундышко, чтобы тот подписал повестку, согласно которой обязывался явиться в центр на следующий день. Чундышко отказался сделать и это, сославшись на выходной и оскорбительное поведение гостя.
Аслан Шаззо
На снимке активисты Адыгеи: слева Заурбий Чундышко, по центру Валерий Бриних, крайний справа Сергей Коблев.