«Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет» : Пора удалить из гимна Краснодарского края ксенофобию


Исполком МГОО «Адыгэ Хасэ – Черкесского Совета» принял 7 сентября заявление по гимну Краснодарского края, содержащему враждебность практически ко всем людям, которых можно причислить к «иным». Направлено оно будет генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, хотя предлагались и другие инстанции.

Автор проекта заявления Сергей Коблев, зампредседателя организации. По его словам, вновь протестовать против гимна Краснодарского края заставляет новый инцидент с признаком национальной нетерпимости, произошедший в Геленджике 12 августа при силовом задержании исполнителя адыгского народного танца Салима Ахобекова, а также отравлении перцовым газом очевидицы этого события Анжелы Максидовой.

Подписать заявление решено предложить и другим общественным организациям республики. «Возмущаются по поводу гимна Краснодарского края многие в Адыгее, – прокомментировал председатель «Адыгэ Хасэ – Черкесского Совета» Заурбий Чундышко. – Когда же дело дойдет до того, чтобы расписаться под подготовленным нами документом, желающих может не оказаться. Однако предложить все-таки нужно».

Ниже полный текст заявления Хасэ Майкопа:

Генеральному прокурору РФ
Чайка Ю. Я.

От председателя МГОО
«Адыгэ Хасэ – Черкесский Совет»
Чундышко З. Т.

Заявление

Гимном Краснодарского края является произведение на стихи К. Образцова, положенное на народную музыку и принятое 24 марта 1995 года Законодательным собранием Краснодарского края (Закон КК «О символах Краснодарского края» от 5 мая 1995 года № 5-КЗ, глава 3, статья 16).

В четвертом куплете данного гимна содержатся строки:

…На врага, на басурманина
Мы идем на смертный бой


Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля дает такое толкование слова «басурман»:

БАСУРМАН, бусурман, босурман, бесермен, басурманин м. басурманка ж. басурманщина ж. собират. неверный, нехристианин; особ. мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении, особенно азиятец или турок.

То есть из данного толкования слова «басурман-басурманин» следует, что любой не православный, иноземец и иноверец, особенно мусульманин, у «правильных» жителей Краснодарского края должен вызывать чувство неприязни. При этом слово «басурманин» сочетается со словом «враг», которое в гимне употреблено как его синоним. Сказано в приведенном отрывке гимна и о том, как нужно поступить с «басурманином» – с ним нужно вести «смертный бой», иначе говоря, бой до полного уничтожения.

На наш взгляд, гимн поощряет ксенофобию и призывает одну категорию граждан применять на ее почве крайнюю жестокость и беспощадность к другой. Одним из примеров реализации этого призыва может служить задержание исполнителей «лезгинки» 12. 08. 2017 года в Геленджике сотрудниками органов правопорядка и казаками-дружинниками.

На основании изложенного прошу провести процессуальную проверку в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ с психолого-лингвистическим исследованием и принять соответствующие меры.

natpressru.info